Уличные экстрим-культуры зародились в 50-х годах XX века в Соединённых Штатах Америки. Сначала они получили широкое распространение среди молодых людей из бедных районов США. Но со временем в это «течение» влились все слои общества по всему миру, в том числе и в России. Сегодня мы поговорим о развитии экстремальных движений в Междуреченске.

 

В нашей стране прижились такие виды экстремального спорта, как BMX, скейтбординг, фристайл-сноубординг и агрессивные ролики. Центрами развития экстремальной культуры в нашей стране стали города-мегаполисы, но и в провинциальные городки со временем пришла мода на экстрим.

Увлечение экстремальным катанием на велосипеде BMX (Bicycle Moto eXtreme) появилось в конце 60-х годов в США, а в 2008 году одна из его разновидностей – кросс, была признанна олимпийским видом спорта.

Впервые маленькие велосипеды, именуемые BMX, начали колесить по улицам нашего города примерно шесть лет назад. Первопроходцами стали местные парни Тимофей ПРОНИН и Евгений КАНДИУСОВ. Окончив школу, они покинули Междуреченск, чтобы получить высшее образование. Однако с отъездом ребят движение не кануло в небытие, а, наоборот, стало набирать всё больше популярности среди прогрессивной молодёжи нашего города. С одним из последователей мы сегодня поговорим о развитии этого вида экстремального спорта в Междуреченске.

Антон ПРОКАЗЮК – семнадцатилетний парень, родившийся и выросший в этом шахтёрском городке, начал кататься на BMXе в двенадцать лет. Примером для него послужили старшие парни, в то время уже уверенно «сидевшие в седле» этого велосипеда. На сегодняшний день Антон является одним из лучших райдеров Междуреченска. Несмотря на то, что тусовка наших экстремалов не так велика, как в больших городах России (всего в Междуреченске BMX-ом увлекаются около пятнадцати человек в возрасте от 15 до 18 лет ), пятеро наших райдеров уже достигли хорошего уровня катания. Они выезжают на соревнования в другие города сибирского региона, иногда занимают на них призовые места.

Вообще BMX – удовольствие не из дешёвых для начинающего райдера. Сам велосипед и необходимая защитная экипировка обойдутся в 8-10 тысяч рублей. На его обслуживание в год уходит около 3-4 тысяч. Как правило, междуреченские экстремалы покупают инвентарь в крупных городах нашей области, так как торговля такими товарами в нашем городе не развита и даже за заказанными через интернет-магазин деталями, парням приходиться ездить в Новокузнецк.

Антон, расскажи, как вы тренируетесь и где находите места для катания?

Летом мы катаемся по улицам Междуреченска. Местами тренировок трюков для нас становятся грани памятников, городские перила, бордюры и т.д. В «скейт-парке», недавно построенном на территории городского парка специально предназначенном для нас, покататься практически не удаётся. Из-за неправильной проектировки ландшафта почти две трети летнего времени фигуры парка окружены огромной лужей, особенно после дождей. Создаётся впечатление, что его построили «для галочки», не утруждая себя тонкостями строительства подобных сооружений. Мол, вот вам парк, на памятники не суйтесь!

Как окружающие реагируют на ваше катание вблизи памятников культуры?

– В основном, относятся с понятием, но есть и такие, кто называет вандалами, иногда даже грозятся милицию вызвать. Однажды был такой случай: мы катались в городском парке и женщина-охранник парка, стала грозиться вызвать милицию и, приставив ладонь к уху, громко закричала: «Алло-алло, ОМОН, ОМОН, приезжайте скорей!» (смеётся)

– А как вы тренируетесь, когда улицы города покрывает снегом?

– Зимой отдыхать от катания никак нельзя, можно быстро растерять все навыки. И уровень катания не будет повышаться. Два года назад нам удалось решить эту проблему. Нам помог с этим директор школы №5 Михаил Михайлович. Мы договорились с ним об аренде помещения на территории школы и делим его с местными скейтерами . Но недавно, к сожалению, половину этого помещения у нас забрали, скоро закроют и вторую. Где будем кататься следующей зимой, не знаю.

Городские власти поддерживают развитие вашего вида спорта?

– Хм. Однажды мы решили своими силами соорудить пригодный для катания парк. Закупили материалы для его строительства, подготовили проект парка и пришли с ним к главе Междуреченска, чтобы попросить место в городе под установку фигур. Но в ответ мы услышали, что городу хватает хоккея и бокса. Мы приводили в пример Новокузнецк, где фигуры скейт-парка установлены на площади в центре города. Но мэр своего решения не поменял. Также пробовали добиться строительства парка через Комитет развития спорта нашего города. Там нас выслушали, рассмотрели проект, пообещали помочь, но, как это зачастую бывает, дальше обещаний дело не пошло.

Принимаете ли вы участие в каких-нибудь городских мероприятиях?

– Два года назад нас приглашали во Дворец культуры «Распадский» на фестиваль в честь праздника 8 марта. Там мы откатали показательную программу. Ещё мы посещали акцию «Молодёжь против наркотиков» где участвовали в пропаганде здорового активного образа жизни.

Антон, ты связываешь своё будущее с BMXом, или же это всего лишь юношеское увлечение?

Сначала я мечтал всерьёз стать прорайдером, профессиональным спонсируемым райдером и зарабатывать себе на жизнь любимым занятием. Но потом понял, что с таким уровнем развития BMXа в России связывать своё будущее с этим видом спорта бессмысленно. И BMX для меня сейчас является только хобби.

Комментарии здесь излишни. Стоит лишь добавить, что развитие самого популярного направления уличного экстрима «скейтбординга» находится примерно на том же уровне.

Помимо истинно уличных видов экстрима, в нашем городе существует более традиционный, но не менее зрелищный вид экстремального спорта: мотокросс.

Впервые мотокросс обосновался в Междуреченске в конце 90-х годов в виде спортивного клуба «Вираж», организованного по инициативе добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Но в 2005 году клуб был расформирован из-за нехватки финансирования. И все райдеры остались сами по себе, но тренировки не прекратили.

По сей день мотокросс существует в нашем городе, но официальным видом спорта городские власти не хотят его утверждать, ссылаясь но то, он не является перспективным. Так что всё здесь держится исключительно на энтузиазме катающихся на кроссовых мотоциклах. Парни не раз ходили в городскую администрацию с просьбой выделить им помещение под ремонт, чтобы в дальнейшем оставлять там своих железных коней и остальной инвентарь. Но даже на такой шаг правление не пошло. Не секрет, что в нашей стране, должного внимания удостаиваются лишь те виды спорта, которые приходятся по душе лично градоначальнику или руководителям крупных компаний. Остальные вынуждены выживать своими силами.

А поддержка им не помешала бы, ведь инвентарь для мотокросса влетает парням «в копеечку». Так сам кроссовый мотоцикл б/у, обходится около 120 тысяч рублей (цена зависит от объёма двигателя мотоцикла), а новые байки и того дороже: от 250 тысяч. Плюс затраты на экипировку: 15-20 тысяч рублей. Сюда нужно добавить и обслуживание мотоцикла по ходу сезона, а это около 60 тысяч.

Вообще в Междуреченске сегодня увлекаются мотокроссом около десяти человек. Самому молодому «байкеру» 3 года, а самому возрастному – 60! Разобраться со всеми перипетиями жизни райдера нам сегодня поможет шестнадцатилетний мотогонщик Никита СЕГИДА. Следуя примеру старшего брата, он уже давно занимается этим видом спорта.

Никита, расскажи, где проходят ваши тренировки?

У нас за городом есть место, которое считается бесхозным, так что кататься нам там никто не мешает и денег с нас не требуют. Трамплины для катания мы строим сами, то есть за свой счёт нанимаем бульдозеры и другую технику для прокладывания трассы.

А как часто вы тренируетесь?

Стараемся тренироваться почаще, то есть в неделю примерно три тренировочных дня. А парням постарше, из-за работы, удаётся покататься всего 1-2 раза в неделю.

– Погода вносит свои коррективы в тренировочный процесс?

Нет! Тренировки в непогоду для нашего вида спорта даже полезны. Они помогают достичь лучшего владения мотоциклом. У нас даже есть такая поговорка « ни погода, ни понос не отменят мотокросс» (смеётся). Разве что зимой, когда трассу полностью засыпает снегом и нет денег, чтобы расчистить её, приходится ждать, пока он растает.

В нашем городе с 2007 года ежегодно проводятся соревнования по мотокроссу, которые собирает любителей этого вида спорта со всей Сибири и не только. В этом году на контест приехало около шестидесяти иногородних спортсменов, в том числе и из Казахстана. Помощь в проведении соревнований в этом году оказала местная таксоматорная фирма. Также междуреченские райдеры принимают участие в соревнованиях, проходящих в других городах нашей области. В прошлом году наши райдеры посетили семь крупных рейтинговых мероприятий. А в 2009 году наш райдер – Руслан РИЖКОВ стал чемпионом Сибири в своей категории.

Нашу страну, а тем более Сибирский регион, принято считать снежными. Так что в этом материале мы просто не могли обойти стороной самую популярную разновидность зимнего экстрима – фристайл-сноубординг. Во многом сноуборд является развлечением для любителей зимних курортов и простых поклонников активного отдыха. Но и здесь не обошлось без людей, ищущих дозу адреналина посредством постановки сложнейших трюков и просто весёлого времяпровождения. Но представителей снежных экстремалов в Междуреченске не намного больше, чем у представителей других экстремальных культур.

В нашем городе фристайл-сноубордингом с разной степенью успешности занимаются около пятнадцати человек (в возрасте от 12 до 21 года). Кто-то только начал искать себя на поприще экстремала, кто-то уже имеет в своём арсенале достаточно серьёзные трюки. Есть даже райдер, имеющий спонсора и участвующий в крупнейших контестах России.

Что касается условий для катания, то здесь Кемеровская область является одним из лучших мест России. Чего только стоит зимне-курортная зона в Шерегеше. Наш город, под стать своим соседям, имеет немало мест для катания на лыжах и сноубордах: две оборудованные подъёмниками горы с регулярно расчищаемыми трассами и точками общепита.

Но трассы с ровной снежной гладью не всегда подходят для тренировок экстремалов, поэтому парни установили у подножья горы Югус пару граней (перила) для скольжения по ним. И время от времени, вооружившись лопатами, строят трамплины для прыжков. Однако одними тренировками в горах парни не обходятся и частенько катаются в городской черте, обрушивая свои трюки на перила и различные грани, по которым только может скользить доска. По рассказам самих бордеров, с недавних пор они начали практиковать катание на сноубордах летом. О том как, им удаётся делать это в жаркое время года, нам расскажет Междуреченский сноуборд-райдер Кирилл ЛОПАТИН.

– Кирилл, где же вы находите снег для катания в тридцати градусную жару?

– Дело в том, что летом мы начинаем сильно скучать по пушистым россыпям снега и катанию на доске. А одними тренировками на скейтборде обойтись не получается, мы договорились с техническими службами Ледового Дворца «Кристалл», которые, после заливки льда, отдавали снятый с него слой снега. Мы, в свою очередь, раскладывали этот снег в разгонную прямую перед периллой и катались в своё удовольствие.

И надолго хватает такого снега?

Нет, не надолго. В жаркие дни снег тает очень быстро и хватает его где-то на полтора часа. После чего на помощь вновь приходят технари из «Кристалла».

Несмотря на всю неприхотливость райдеров к местам для тренировок, каждый из них надеется на появление специализированного парка для агрессивного катания на сноуборде. Ведь когда в горах есть место, созданное специально для экстремалов, у парней появляется возможность проводить тренировки на более качественном уровне. Также они могли бы проводить соревнования, на которые приезжали бы их единомышленники со всей Сибири. Тем самым привлекая большее количество молодёжи к спорту. Зелёнк@