Вот подходит к концу 2013 год, а это значит, что нынешним выпускникам школ уже через каких-то полгода предстоит попрощаться со стенами учебного заведения, а также сдавать самый важный экзамен за время обучения в школе – ЕГЭ.

 

 

 

Единый государственный экзамен даёт возможность выпускнику поступить в любой вуз, если наберёт нужное количество баллов по требуемым предметам. Но так ли всё хорошо, и действительно ли ЕГЭ облегчает выпускникам жизнь?

Причина ввода ЕГЭ в России – обесценивание высшего образования и коррупция во время сдачи вступительных экзаменов в вузы. Необходимо было повысить престижность образования. Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 году в Самарской и Ростовской областях, а также в республиках Чувашия, Якутия и Марий Эл. К 2004 году эксперимент охватил 65 регионов страны. В 2008 его уже сдавали свыше миллиона человек во всех регионах страны. Достаточно малый срок, не так ли? К тому же, в нашей стране он почти каждый год частично меняется: добавляются, редактируются или исчезают задания.

Безусловно, большой плюс ЕГЭ в том, что абитуриенты из провинций получают возможность обучаться в престижных вузах. Но как раз-таки из этого и вытекает самый, по-моему, главный и существенный минус – списывание. Ни для кого не секрет, что в маленьких городах, таких как Междуреченск, оно имеет место быть и даже процветать. Не говоря уж о селах и деревнях, где, зачастую, сами учителя помогают решать задания или попросту закрывают глаза на списывание. Причина тому, по-моему, - отсутствие видеонаблюдения и разного рода оборудования, способного заглушить сигнал сотовой связи. Школьники без проблем проносят на экзамен телефоны. А сейчас, в эпоху, когда интернет стал частью нашей жизни, на его просторах можно найти ответ практически на любой вопрос, не прилагая к этому усилий. Нельзя не упомянуть выпускной экзамен в США, именуемый «ACT». «На вооружении» США он находится с 1959 года, и с тех пор мало чем изменился. Он, конечно, не исключает списывание, но построен так, что ученик вряд ли станет искать ответы в интернете, потому что попросту может потратить драгоценное время: тесты длятся не дольше часа и содержат большое количество вопросов.

Отдельно стоит обратить внимание на трудности, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к экзамену:

Олег Груздов, 16 лет.

Повлияли на мои знания преподаватели, которые не выполняли свои обязанности должным образом. Уроки пропадают каждый день, вместо 3-4 пар в день, мы получаем 2-3 урока. Нас больше не учат, нас готовят к ЕГЭ - в этом его минус.

Яна Шиповская, 17 лет

Особых трудностей при подготовке к ЕГЭ я не испытываю, но есть некоторая неуверенность, связанная с волнением. Репетитора посещаю, дабы преодолеть себя. Быть уверенной, что я подготовлена на все 100%

Для кого-то работа в классе не так эффективна из-за шума или невозможности сосредоточиться. Да и едва ли у преподавателя есть возможность уделить внимание каждому ученику, когда в классе их больше двадцати. Сюда же можно отнести и качество образования в средних школах, которое может существенно отличаться от учебной программы гимназий и лицеев.

Но как тогда готовиться к экзамену? В таких случаях всё чаще обращаются к репетиторам, большая часть из которых – это бывшие учителя, ушедшие на пенсию или преподаватели из других школ, потому что учителям заниматься репетиторством с собственными учениками не позволяет профессиональная этика: брать деньги за те же знания, которые учитель даёт в школе.

Мнения репетиторов, я думаю, едва ли могут заметно отличаться друг от друга, ведь они преподают из года в год ученикам с похожими трудностями и пробелами в знаниях. Кратко говоря, учащиеся сами не в силах подготовиться к экзамену в виду того огромного количества материала и ограниченного количества времени. Но и без желания, собственной работы и усердия ученик вряд ли подготовится, пусть даже и будет заниматься с несколькими репетиторами. Ведь обращаются за помощью не только «отличники», но и те, кто до последнего надеется на авось, при этом оставаясь без знаний. Ученик должен осознать всю ответственность и, безусловно, важность предстоящих экзаменов. Многие учителя-репетиторы считают профессиональным своим долгом подготовить абитуриента и порой сами идут навстречу, занимаясь с учеником бесплатно и в удобное для него время. За что им, безусловно, огромнейшее спасибо. Мы должны уважать и оценивать их труд по достоинству.

Поговорив о вопросах репетиторства с родителями, я узнал, что  в годы их обучения репетиторов, в привычном для нас смысле, не было, школьники ходили на бесплатные факультативные занятия к своим учителям, и для подготовки от выпускника требовалось лишь желание.

В любом случае, можно сколько угодно искать плюсы и минусы в едином государственном экзамене и репетиторстве. Нам остается лишь подчиняться существующим правилам. А защитники и противники любого явления нашей жизни будут всегда. GD